Психолог Анна Найко: статьи

Сериал Разделение

Сюжет

Корпорация Lumon Industries использует медицинскую процедуру «разделения» для некоторых своих сотрудников, которая выглядит как несложная операция на мозге. С помощью этой процедуры память и воспоминания сотрудника разделяются на две части: когда человек на работе – он не помнит ничего кроме того, что происходило на работе. И наоборот, когда человек переключен на свою «домашнюю версию» – он не помнит ничего из происходящего на работе. Рабочую версию себя сотрудники называют «интра», а домашнюю «экстра». Переключения от экстра к интра, и наоборот, обычно происходят в момент подъема или спуска в офисном лифте.

Марк согласился на работу с условием разделения после трагической смерти супруги. Несколько часов, проводимых на работе с отключенной личной памятью, дают возможность буквально не знать о перенесенной потере.

Сериал начинается с того, как женщина просыпается в конференц-зале, не помня, кто она и где находится. Вскоре выясняется, что ее зовут Хелли, и она новый сотрудник компании. Хелли не нравится происходящее, она хочет уйти, но понимает, что не в силах этого сделать, т.к. вскоре после каждой попытки ухода обнаруживает себя вернувшейся на рабочее место. Хелли пытается передать своей экстре сообщение, что не хочет больше тут находиться. Но выясняется, что передача сообщений между своими интра и экстра – запрещены. В какой-то момент Хелли настолько отчаивается, что решает повеситься в движущемся из офиса к выходу лифте, чтобы ее экстра проснулась в петле и поняла, насколько Хелли плохо. Однако даже после этого интра Хелли снова обнаруживает себя очнувшейся на работе, после чего ее отправляют на исправительные беседы.

В фильме множество идейных линий, я бы хотела остановиться на теме существования «интра» и «экстра» у одного человека, их взаимодействии и аллюзиях к человеческой психике.

Интра и экстра персонажи


Интра и экстра одного человека выглядят разными личностями. Интра рождается сразу после разделения, как человек, ничего о себе не знающий, и вынужденный работать без какой-либо связи со своим экстра и в целом с кем-то кроме коллег. Интра не знает, есть ли у его экстра супруг, дети, не знает об увлечениях и особенностях экстра и о том, почему тот согласился на подобную работу. В свою очередь экстра не знает, устраивает ли интра работа, счастлив ли тот и как он/она проживает свои часы на работе.
В каком-то смысле интра является заложником своего экстра, он не может принять решения о прекращении работы. Верней решение то он принять может, но воплотить его не в силах, т.к. заявление об увольнении принимается только от экстра. Интра находится будто в зацикленной компьютерной игре, приходя в себя каждый раз в одном и том же месте и времени, не имея возможности влиять на окружающую реальность. Да и в целом, по условиям корпорации, интра он не может существовать нигде, кроме работы.

В свою очередь экстра так же ничего не знает о своем интра. Экстра живет свою привычную жизнь, вычеркивая из нее несколько рабочих часов в сутки. Для Марка это способ не думать о потере, для кого-то просто способ зарабатывать, соглашаясь на странные условия работодателя. Для Хелли это эксперимент, с помощью которого она планирует доказать адекватность процедуры разделения и нормальность жизни у своего интра персонажа. Хелли оказывается одной из владельцев компании Lumon, чем объясняется ее безжалостность к своей интра, нежелание услышать её послания и прекратить эту работу.

Первое, что приходит на ум при размышлении об интра и экстра-персонажах – это механизм расщепления, когда часть психики как бы откалывается и изолируется. Так поступает сотрудник Lumon, соглашаясь на процедуру разделения, с момента которого у человека появляется часть себя, к которой нет доступа, и которая живет отдельную жизнь. При чем у каждого оказывается своя мотивация существования этой отщепленной части.

Марк помещает в отщепленную часть - себя, свободного от травмы. Интра-персонаж Марка это тот, кто способен просто выполнять свою работу, интересоваться симпатичными женщинами, шутить и не особо задумываться о чем-то ломающем привычную картину. Экстра-персонаж Марка не может позволить себе такое поведение и мироощущение, он придавлен потерей и, кажется, его устраивает такая роль, она привычна и обоснована.

Хелли же в свою отщепленную часть помещает уязвимость, чувствительность, несогласие со сложившимся порядком, бунтарство против правил, стремление к истине и справедливости.  Экстра-персонаж Хелли по отношению к своей интра выглядит чем-то вроде сурового суперэго, которому нет дела до страданий интра, есть просто замысел, который интра должна воплотить, не важно какой ценой.

Здесь проявляется чрезмерная жестокость к самому себе, будто та часть, на которую жестокость направлена – не является собой. Этот образ может быть одной из иллюстраций состояния меланхолии, о которой писал Фрейд (1917). Так можно относиться к себе в том случае, если эта жестокость адресована не впрямую к самому себе, а к внутреннему, инкорпорированному объекту, могущему репрезентировать кого-то из внешней реальности. Получается человек жесток не к себе, а к другому значимому человеку «внутри себя».

Как может отщепленная часть заявить о себе? О своих потребностях, трудностях, страдании? Интра-персонаж Хелли делает это через тело, сначала она пишет на нем послания, потом вешается, затем угрожает терзать это тело, пока не будет услышана. Тело – единое вместилище всех частей, какими отщепленными они не были, как бы сильно ни была разорвана связь между ними. Тело принимает и передает сообщения от всех живущих в нем персонажей. И если главный персонаж остается глух – тело может стать источником шантажа, чтобы все прочие тоже получили свой голос.

У Марка общение интра и экстра происходит за счет внезапного пробуждения интра в домашнее время. Так интра больше узнает об экстра, кто он и чем живет, кто его окружает и что ему важно. Интра, пробудившись не в свое время, узнает своего босса, которая в домашнем времени играет совсем иную роль. Так Марк узнает больше об окружающей его реальности, начинает видеть более объемную картину. Интра Марка, доверившись одному из близких людей его экстра-персонажа – рассказывает о трудностях существования в разделенном состоянии. Таким образом части Марка пытаются соединиться, найти связь через близкого человека, значимого другого.

В образах интра, аналогах отщепленных частей, можно посмотреть и на временной горизонт: в начале разделение почти никому не приносит дискомфорта, происходит как будто привыкание. Однако спустя время глубинная тревога, недовольство и ощущение чего-то неправильного начинает просачиваться в картину происходящего, и это уже невозможно развидеть.

Интересно будет посмотреть, как развернется история взаимодействия интра и экстра-персонажей во 2 сезоне.