Психолог Анна Найко: статьи

Ходячий замок Хаула

В аналитическом подходе есть такой взгляд, что первую половину жизни человек проходит архетипический опыт. Это те дорожки, паттерны, которые человек должен протоптать до того, как найдет свою. С этой точки зрения трудности первой половины жизни помогают выстраивать своеобразный каркас личности. Укрепившись, человек становится способным на что-то уникальное, индивидуальное. Отдав долги предкам, он может стать способным проживать собственную историю.


Попробую поразмышлять об истории Хаула и Софи, как о выходе из сценария - заклятия.


Сюжет


Действие происходит в параллельном мире Европы конца XIX-го века, где существует магия. Скромная жизнь шляпницы Софи изменяется, когда в окрестностях её города появляется ходячий замок волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец. Спасённая волшебником от приставаний двух военных, она, похоже, влюбляется в него. Однако встреча с Хаулом стоит ей потери красоты и молодости, которые колдовством отнимает Ведьмы Пустоши. Софи покидает родной дом и отправляется в Дикую Пустошь, чтобы снять с себя проклятие. По дороге ей попадается Пугало-Репка, которое помогает попасть в замок Хаула. «Бабушка» Софи, не спрашивая разрешения хозяина, назначает себя уборщицей этого странного гигантского мобильного дома на «курьих ножках». В замке помимо его хозяина живут огненный демон Кальцифер и ученик Хаула — Маркл. Софи хочет снять проклятие Ведьмы Пустоши, но даже ведьма, наложившая чары, не может этого сделать. Заклятия лежат и на самом Хауле, и на Кальцифере, и на Пугале-Репке, и даже на Ведьме Пустоши. Чтобы разгадать тайны проклятий и снять их, героям приходится пройти множество испытаний.

Софи


Из фильма мы знаем, что отец Софи умер, а живет она с сестрами и привлекательной мачехой, вдовой отца. Если попробовать достроить историю, можно предположить, что в детстве Софи не была в достаточном контакте с матерью. Она всецело направила свою любовь на отца. И чтобы получить его взаимность, Софи должна ему максимально понравиться, стать как бы его продолжением.


Чтобы уменьшить влияние такого соблазняющего отца, у девочки должна быть мама, которая заберет её на свою женскую сторону после Эдипова периода. Девочка, лишенная помощника для перехода на женскую сторону, может надолго зависнуть на мужской. А может застрять где-то посередине, как-бы не являясь ни мальчиком, ни девочкой. Что и происходит с Софи.


У Софи нет интегрированного опыта триангуляции, когда диадные отношения преодолеваются появлением третьего в паре. Когда дочка понимает, что папа не для нее, а для мамы. И не имеет смысла претендовать на замужество с ним. Это понимание недоступности папы открывает девочке ресурс для поиска реального партнера в жизни. Когда же папа с мамой не совсем вместе, остается место для бессознательной фантазии соединения с отцом, что блокирует или затрудняет выход к партнерству с другими мужчинами.


Сталкиваясь со своими чувствами к мужчине, Софи не проходит инициацию из девочки в женщину. Она перепрыгивает в стадию старухи, которая безопасна для нахождения рядом с мужчиной. Однако с Хаулом у Софи появляется шанс заново пройти момент выбора гендера, и обнаружить себя женщиной.


Хаул привлекает Софи своим отшельничеством, и вероятно схожестью с отцом. Ей хочется быть рядом с ним и Софи обращается к своему небольшому женскому опыту. Она ищет, какие женские модели и архетипы помогут ей сблизиться с мужчиной.


Какие пути откроются перед Софи, когда она снимет с себя старушечье заклятие и начнет проживать себя как женщина?

Хаул


В мультфильме история с похищением сердец – была сплетней. Но можно пофантазировать над смыслом этого личного мифа. Если бы Хаул похищал сердца девушек – они не были бы для него полноценными объектами, а в некотором смысле частичными. В таком случае ему не нужна целая девушка, а только ее часть в виде сердца. Такое поведение отсылает к инфантильному периоду, когда ребенок не воспринимает другого, как отдельного, но только как ресурс, удовлетворяющий определенную потребность. Мама как «грудь», дающая пищу и успокоение, но пока еще не существующая в своей полноте и отдельности.


Миф про донжунаство Хаула можно увидеть так: мужчина, который не может найти «идеальную мать» в женщине, похоже, не имел достаточного опыта контакта с такой (достаточно хорошей) матерью. Он не знает, чего ищет. Поэтому его поиски бесконечны. Герой сфокусирован на себе и собственных переживаниях. Ему сложно строить близкие отношения с реальной женщиной, т. к. она его никогда не поймет, и не сумеет оценить.

Хаул - отшельник. Человек, который углубился в себя, отвернулся от внешнего мира для познания внутреннего. Помимо отрешенности от мира, он испытывает сильную затапливаемость миром архетипов. Это символизирует война, в которой участвует Хаул, и его нечеловеческие превращения. Затопляемость отшельника включает у него первичные механизмы защит - расщепление и паранояльность, что проявляется в глобальном недоверии к миру.


Отшельник глубоко соприкасается с темами смысла жизни и находится в сильнейшем контакте с духовностью, если ему удалось обуздать бушующие внутри архетипические силы. Хаул в первой части фильма еще не укротил эту силу, и находится в каком-то смысле в персональном аду.

Хаул и Софи


Отношения Хаула и Софи исцеляющие. Они расколдовывают друг друга, снимая друг с друга заклятья - сценарии. Хаул сподвигает Софи интегрировать свою женскую часть. А Софи открывает для Хаула доверие к миру.


В самом начале Софи действует «как мать» отшельника. Она гиперопекающая, не слушает потребности Хаула, а просто действует, как бы лучше зная, что ему нужно. Отшельники – «люди без кожи», которым настолько нестерпим излишний контакт, что они вынуждены выстраивать огромные стены защит, чтобы выдержать натиск жизни-матери.

Потом Софи становится как будто более тонкой и чувствующей, она перестает давить на Хаула, что дает ему возможность проявиться. И шаг за шагом появляется доверие. Доверие, через которое отшельник может восстановить контакт с окружением, и перейти к следующей задаче своей души.


Софи снимает с Хаула заклятье постоянных превращений и вынужденного служения подземному миру архетипов. Куда пойдет отшельник, обнаруживший, что мир больше не нападает на него, а он сам обладает свободой выбирать, куда направить свое человеческое могущество?