Психолог Анна Найко: статьи

Психоанализ и кинематограф

Кинематограф лучше понимает психоанализ,

чем психоанализ понимает себя сам

     Виктор Мазин


В 1895 году была выпущена работа Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», которую можно считать началом революционного движения нового знания о человеке – психоанализа.


По удивительному, и наверняка не лишенному смысла, стечению обстоятельств, 1895 – считается годом официального рождения кинематографа. Днём рождения кино официально считается 28 декабря 1895 года, когда в парижском Grand Café на бульваре Капуцинок прошёл первый коммерческий показ фильмов братьев Люмьер. Среди них были знаменитая документальная лента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», игровая комическая сценка «Политый поливальщик» и нескольких других киносюжетов.

Практически одновременно началось развитие искусства «движущихся картинок» и искусства анализа человеческой психики. Фрейд подбирал ключи для толкования сновидений, находя во снах универсальные механизмы смещения, сгущения, превращения мыслей в образы и вторичной обработки. А мастера синематографа изобретали новый динамический формат, которые позволил перенести индивидуальный опыт художника на широкий экран.

До наступления эры синематографа на рубеже XIX–XX веков соприкосновение с искусством предполагало некую дополнительную работу по «оживлению». Так, например, человек читающий роман – дофантазировал образы героев и окружающую их атмосферу, смотрящий на картину – достраивал сюжет, который может скрываться за образами.
В кино же соединились и образы и динамика и сюжет, все это сложилось в удивительную форму сновидения наяву, где психоаналитически прочитывается даже сам киноэкран, принимая и воспроизводя проекцию, а творческие находки автора кино вторят механизмам работы сновидения.

Киноискусство интересно тем, что на сегодняшний день это самое массовое явление, объединяющее разные общества, возраста и культуры. Кино с одной стороны отражает современные культурные мифы, приобщая через их осмысление к более глубинному проживанию, с другой же стороны оно во многом формирует то, что человек будет усматривать во внешней и внутренней реальности. То есть можно сказать, что массовое кино это и зеркало и фильтр одновременно.

Зачем анализировать фильмы?


Я предполагаю, что анализ массовых кинопроизведений может осветить в чем их магнетизм, какую часть внутренней реальности современного человека они высвечивают, увидеть какие мифы и бессознательные фантазии управляют культурами, какие они формируют идеи и представления о ценностях современного времени. 
С этими сюжетами можно столкнуться в психоаналитической практике, например, когда пациент рассказывает о своих впечатлениях после просмотра фильма, или иллюстрирует рассказом о фильме эпизоды своей собственной жизни. Тогда аналитический взгляд на кино, в конкретном клиническом случае, может нести диагностическую ценность, становится общим нарративом, входящим в совместное сновидение.

Мы так же можем исходить из представления о том, что все происходящее на сессии связано с аналитиком. Любое высказывание пациента, в том числе отсылка к фильму, рассказывают про опыт «здесь и теперь». Переживания, которые возникают в ситуации контакта с аналитиком, оживляют фантазмы пациента, для рассказа о которых он может использовать отсылки к фильмам.  И здесь аналитик может пойти по пути исследования: каким героем фильма видит его пациент, в каком жанре это кино снято, может ли оно трансформироваться в иной жанр.

Важно то, что пациент не является автором фильма, но может вносить в сессию размышления о фильмах. Здесь мы можем задуматься, что за этим стоит – желание поддержать контакт, через привнесение стороннего материала, или желание скрыться от проницательности аналитика за ширмой чужого творчества. Мы так же можем увидеть в сюжете ту линию, которая разворачивается в аналитической ситуации, показывая историю отношений.

Кино, таким образом, можно использовать как мостик к бессознательной фантазии прошлого и актуального опыта отношений.  

Пациенты, как впрочем и аналитики, являются зрителями, которые не случайным образом выбирают близких им авторов, любимые жанры и конкретные произведения.

Через кино мы находим резонанс собственным историям и ситуациям, кино помогает связывать, символизировать и выражать происходящее во внутреннем мире зрителя, хочет ли он поплакать с героями драматического фильма, найти ли выход агрессивным аффектам в боевике, или углубиться в фантастический идеальный мир.

Если вспомнить, что посещение кинотеатра является своего рода ритуалом, который с удовольствием предвосхищается и планируется, можно представить что сам этот вид досуга представляет собой бессознательную фантазию. Фантазию где мы оказываемся все вместе в одном помещении, в котором для начала действа нужно погасить свет, где можно стать наблюдателем, или даже подглядывающим за тем, что происходит на проекционном экране. Возможно, это ритуализованное проигрывание фантазии первосцены, разделение которой с другими такими же участниками само по себе приносит облегчение и освобождение.

*Материал создан на основе дипломной работы в Институте Психологии и Психоанализа на Чистых прудах, защита 02.04.2022; цитирование возможно с указанием прямой ссылки на эту страницу.